Обобщение педагогического опыта Акимовой Е.А.

В 2014-2015 учебном году обобщен опыт преподавателя спецдисциплин высшей категории Акимовой Елены Александровны.

Тема «Организация самостоятельной работы учащихся как эффективное средство обучения и контроля на учебных занятиях по дисциплине «Инженерная графика».

 

В основе педагогической деятельности Акимовой Е.А. лежит отношение ее к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение педагога заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя  подставив плечо. Но как этого достичь?

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы не только дать учащимся общее образование, но содействовать выявлению и развитию имеющихся у них способностей. Одной из важнейших человеческих способностей является способность мыслить пространственными образами. Возникая как практическая потребность ориентации в пространстве среди объектов материального мира, пространственное мышление в ходе онтогенеза становится важной составляющей интеллекта человека, оно служит средством познания самых разнообразных предметов и явлений действительности, а также является необходимым условием развития его потенциальных способностей, является предпосылкой успешного овладения научно-технической деятельностью, связанной с конструкторским мышлением и техническим творчеством.

В процессе выполнения чертежей у учащихся развиваются глазомер, наблюдательность, пространственные представления. Это предполагает активное участие двигательного анализатора в восприятии предмета, благодаря чему представление об этом предмете становиться более точным и конкретным, идет расширение понятийного аппарата, развитие логического мышления, тренировка памяти и внимания, воспитание ответственности за результаты своего труда, развитие графической культуры.

Самостоятельность является профессионально значимым качеством личности и проявляется в способности и потребности принимать и осуществлять решения на основе социально полезных убеждений. В процессе профессиональной подготовки данное качество формируется при следующих условиях: направленность содержания и способов решения учебных задач на выработку стратегии и тактики самостоятельного принятия решений, активное участие обучающегося в коллективной оценке и самооценке процесса деятельности.

В настоящее время изменение системы образования воспитывает в учащихся потребность к самообразованию, к творческой деятельности. Творческая деятельность развивается на различных этапах самостоятельной деятельности: рецептивном, репродуктивном и творческом. Целью среднего специального образования  является не столько наполнение обучающегося определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных потребностей в самообучении и самообразовании.

Обучающийся, привыкший к самообучению, благодаря выработанной им способности к целеполаганию, сам ставит перед собой цель и стремится к ее достижению, приобретая теоретические знания, овладевая навыками и приемами профессиональной деятельности, развивая необходимые профессиональные и личностные качества, умения и способности.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является формирование представлений о системах ЕСКД и СПДС, умение оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию. В рамках дисциплины «Инженерная графика» в образовательных учреждениях среднего специального образования изучается и геометрическое черчение, и основы начертательной геометрии, и машиностроительное черчение. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла, предоставляет учащемуся необходимый объем знаний, на базе которых возможно успешное изучение других технических дисциплин, а так же входящих в профессиональные модули междисциплинарных курсов.

Активная и сознательная самостоятельная работа учащихся при изучении инженерной графики возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

В процессе обучения инженерной графике создаю условия, способствующие активизации самостоятельной работы. Одним из таких условий является полезность выполняемой работы. Если учащийся знает, что результаты его работы будут использованы при выполнении курсовых проектов, в дипломном проектировании или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа. Например, привожу конкретные примеры выполненных курсовых работ и дипломных проектов, с целью акцентирования важности изучения техники выполнения чертежа.

Неотъемлемым условием является использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося. 

Самостоятельная работа учащихся при изучении инженерной графики включает следующие этапы: постановка задачи; поиск; анализ; обработка информации; установление лимита времени; самоконтроль.

Важно научить учащихся при самостоятельной работе ставить вопросы, анализировать. Например, выполняя эскиз технической детали, они должны интересоваться: откуда эта деталь, из какого материала она может быть сделана, для чего она предназначена, на каких станках изготовлена и т.д. Если у учащихся не возникают эти вопросы, значит, они выполняют работу механически.

При выполнении самостоятельной работы даю возможность учащимся проявить свое графическое мышление. Например, выполняя разрезы деталей сложной формы, учащиеся должны сами проанализировать какой вид разреза лучше применить в том или ином случае.

Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в развитии личности, а это весьма актуально для современного профессионала.

Для эффективной работы учащихся, учитывая их индивидуальные особенности характера и индивидуальные способности, намечаю различные виды самостоятельной деятельности: работа с технической литературой, справочниками, сборниками ГОСТ ЕСКД, методическими пособиями, решение позиционных, метрических и конструктивных задач по различным степеням сложности, проведение деловых игр, участие в тестировании. Также учащиеся могут самостоятельно работать в компьютерной программе (AutoCAD или КОМПАС). Как правило, такую работу предлагаю к выполнению в конце курса дисциплины при выполнении схем по специальностям.

На практическом занятии по инженерной графике, как показывают наблюдения, мне не всегда удается донести до учащихся всю информацию по какой-либо теме или разделу, поэтому часть материала обучающиеся изучают самостоятельно, готовят доклады, выполняют графические работы, максимально проявляя свои творческие способности. Эти виды деятельности способствуют расширению кругозора учащихся по данной дисциплине и профессиональному воспитанию как личности. 

Непременным условием успеха самостоятельной работы является ее систематичность, последовательность, равномерность. Обязательным условием успешной работы учащихся является систематический контроль над ходом выполнения домашних графических работ.

Самостоятельная работа учащихся должна находиться под контролем преподавателя. В своей педагогической деятельности в качестве контроля над самостоятельной работой учащихся использую ситуационные задачи. Эти задачи могут содержать самый небольшой порядок действий для правильного решения. Например, задачи на определение принадлежности точки плоскости или прямой и т.д. Эти задачи также могут содержать и неверные сведения.

С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы учащихся расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы учащихся.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности, активизировать самостоятельную работу учащихся с различными электронными средствами учебного назначения.

При использовании в образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы. 

Все это поможет формированию общей информационной культуры обучаемых, придаст самостоятельной работе учащихся новый облик, позволит не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой учащихся, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста.

Таким образом, активная самостоятельная работа учащихся (в том числе и со специальной литературой и в Интернете) выполняет познавательную, обучающую и воспитательную функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает творчество, убежденность, ответственность, познавательную самостоятельность, т.е. стремление и умение своими силами овладеть знаниями и способами деятельности и применять их на практике, и интеллектуальную активность, т.е. потребность знать как можно больше в сфере своей специальности. Положительно мотивированная и правильно организованная самостоятельная работа способствует воспитанию волевых свойств личности, а также развивает мышление, память, внимание и способности.

 

Сайт президента РБ МО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Copyright © 2014-2018. Технологический колледж УО ГрГУ им. Я. Купалы