Объявлен дополнительный набор на курсы "Оператор электронно-вычислительных машин" со знанием 1С:бухгалтерии. Справки по телефонам:43 40 95, 8 0292838264

Каталог негативных родительских реакций

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕ ТАК?

 

КАТАЛОГ НЕГАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ  ТИПИЧНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ

Приказ, директива, команда.

 

Эти сообщения говорят вашему сыну (дочери), что его (её) чувства или нужды не важны; он(а) должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой"). Такие реакции, как правило, вызывают чувство оби­ды, злости, сопротивления.

Предостережение, предупреждение, угроза.

 

Эти реакции родителей создают у подростка чувство боязни и покорности ("Если ты это не сделаешь, то пожалеешь"). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность. Эти сообщения говорят о том, что родитель не уважает желания и чувства своего сына (дочери). Нередко эти сообщения вызывают у подростка  желание "испытать" родительскую угрозу, для того, чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

Пристыживание, морализаторство.

 

Эти сообщения возлагают на подростка груз внешнего авторитета, долга, обязанности. Дети могут отвечать на все эти "должен", "нужно", "следует" сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции ("Ты должен всегда уважать своих учите­лей"). Они могут заставить подростка  чувствовать недоверие со стороны родителей, или вызвать  чувство вины.

Советы, готовые решения.

 

Такие сообщения могут повлиять на формирование у подростка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности. Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком ("Мы с мамой лучше знаем, как надо"). У подростка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что подросток перестанет развивать свои собственные идеи.

Нотации, поучения.

 

Дети обычно ненавидят нотации. Поучения создают чувство подчиненности, неполноценности. Подростки часто от­метают родительские аргументы ("Твои идеи устарели") и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они неправы. Иногда они предпочитают игнорировать фак­ты ("Ну и что". "Наплевать". "Со мной этого не случится" и т.п.).

 

Критика.

 

Это сообщение, чаще  других, вызывают чувство неадекватности, тупости, никчемности. Оценки и суждения родителей очень влияют на "образ Я" подростка. Как родители судят, так и ребенок с большой вероятностью будет судить о самом себе. Неправильно сформулированные высказывания, чрезмерная эмоциональность часто вызывает контркритику ("На себя бы посмотрел", "Сами так де­лаете"). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей.

Похвала, согласие.

 

Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет, она не редко  дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует об­разу "Я" подростка, может вызвать враждебность ("Я ненавижу свои волосы"). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято подростком  как критика ("Ты ничего не сказал о моей прическе, значит она тебе не нравится").  Похвала может восприниматься и  как манипуляция - как способ мягко заста­вить делать то, что хочется родителям ("Ты говоришь это только для того, что­бы я хорошо учился"). Подростки часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями, что в свою очередь может вызвать неприязнь к похвале. Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее ("Правда, я хорошо это сделал?", "Как я выгляжу?").

Похвала, согласие.

 

Эти сообщения могут иметь разрушающее влияние на образ "Я". Наиболее частый ответ на эти со­общения - послать их обратно ("Ты сам лентяй"). Если такое сообщение исходит от ро­дителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя.

Интерпретация, анализ, диагноз.

Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать подростка, и действовать на него угрожающе. Если этот анализ или интерпретации верны, то он очень смущается, т.к. он - "на виду", если неверны - раздражение за то, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает подростку, что родители ум­нее, мудрее, он начинает чувствовать отношение превосходства со стороны родителей. Сооб­щения типа "Я знаю почему ты…" или "Я тебя вижу насквозь" часто прерывают общение и учат подростка  не обращаться к родителям со своими проблемами.

Сайт президента РБ МО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Copyright © 2014-2017. Технологический колледж УО ГрГУ им. Я. Купалы