Принцип "Одно окно"

Принцип "Одно окно" 

В целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, пресечения проявлений бюрократизма и волокиты в деятельности государственных организаций, улучшения качества их работы с гражданами Президентом Республики Беларусь 13 сентября 2005 года подписан Указ № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях». Данный указ – комплексный нормативный правовой акт, который направлен на реальное внедрение в Беларуси принципа «одного окна». Этот принцип призван упростить порядок работы с гражданами и выдачу различного рода справок и документов.

 

 

Согласно указу, государственным органам запрещается требовать для выдачи справок представления гражданами документов и (или) сведений, не предусмотренных в перечнях, за исключением документов, удостоверяющих их личность, гражданскую дееспособность, полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан. Кроме того, новыми правилами запрещено запрашивать у человека документы, если организация может получить их сама. Это предполагает принцип «одного окна».

Большинство справок и документов гражданам выдаётся бесплатно. Размер платных услуг, взимаемых за выдачу справок, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с составлением справки. 

Сроки выдачи государственным органом справок строго регламентированы. При необходимости проведения специальной проверки, получения дополнительной информации они не могут превышать пятнадцати календарных дней, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций – одного месяца. Этот срок не действует только в случае получения документов из-за рубежа, особенно по вопросам пенсионного обеспечения и трудового законодательства. Исчисление сроков производится со дня подачи письменного или регистрации устного заявления гражданина в государственном органе.

Срок действия справки составляет не менее шести месяцев.

Указом Президента запрещено прекращать приём граждан и выдачу документов по причине отсутствия уполномоченного работника. За нарушение установленного порядка работы с гражданами руководитель государственного органа несёт административную ответственность (размер штрафа от четырёх до десяти базовых величин).

В государственном органе на информационных стендах, табло должна размещаться информация о структуре государственного органа и его руководителях; о режимах работы и приема граждан; о перечнях, порядке заполнения и представления гражданами документов и (или) сведений, необходимых для получения справок; порядке, сроках выдачи и действия справок, а также о размере платы, взимаемой за выдачу справок; о местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, имени, отчестве, должности работника государственного органа, ответственного за выполнение соответствующих функций.

Одним из последних решений введения в действие принципа «одного окна» является Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов». Утверждённый этим нормативным правовым актом перечень административных процедур охватывает все сферы жизни и помогает гражданам свободно ориентироваться в вопросах получения справок и других документов.

Принцип «одного окна» активно используется государственными органами в работе с гражданами, но процесс его совершенствования ещё не завершён. Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», решено:

- пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений;

-  не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах;

-   внедрять в практику предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, предварительное консультирование граждан конкретным работником государственного органа.

Подобной международной практики, когда все административные процедуры были бы систематизированы в едином правовом акте, не существует.

 

Сайт президента РБ МО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Copyright © 2014-2017. Технологический колледж УО ГрГУ им. Я. Купалы